Оформление участка в собственность!

Как оформить свой участок?
Ответим на вопросы:
  • Способы оформления земельных участков!
  • Оформление участка по договору!
  • Как оформить участок по наследству?
  • Оформление бесхозных участков!
  • Какие участки нельзя оформить?
    Оставьте заявку на бесплатный анализ Вашего вопроса!
    Более 7 лет в сфере землепользования!
    Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

    Оформляем землю в собственность правильно

    Многие люди хотят обзавестись собственным участком земли, но его оформление в собственность многих пугает. Несомненно, регистрация участка в собственность — это весьма сложный и трудоёмкий процесс. Но пугаться этого не стоит. Причина опасений в том, что многие испытывают трудности с тем, чтобы разобраться в законодательстве, регламентирующем данный процесс. На самом же деле всё не так страшно, как кажется. Просто необходимо начинать с малого - с изучения основ.

    Способы оформления земельных участков!

    Оформление в собственность — это юридическое действие, направленное на «привязку» к участку специального статус (статуса собственности), а к лицу – статуса её владельца (собственника). Если говорить более простым языком, то под данным понятием понимают совершение определённых действий, в результате которых лицо станет собственником земли. Сами действия могут быть различны. Всё зависит от способа, каким лицу перешло данное право.

    На практике имеет место быть несколько способов:

    • по договору - в этот перечень входит покупка, обмен, дарение и прочие;
    • по наследству – актуально, когда участок включён в наследственную массу;
    • путем приватизации – участок переходит лицу от государства;
    • через аренду – актуален данный вариант для бесхозных участков.

    Порядок оформления в собственность во многом зависит от способа получения права.
    В одном случае собираются одни документы, а во втором - совершенно другие.

    В одном случае действовать надо так, а в другом - совершенно иначе. При этом, приступая к оформлению, надо понимать и учитывать, что земля — это особый объект недвижимости, и к нему предъявляются особые требования, особенно, если стоит вопрос её перехода в частные руки.
    Как оформить участок по договору?
    Чаще всего участки переходят в собственность после их банальной покупки. Но любая сделка, объектом в которой выступает земля, для обретения юридической силы должна быть зарегистрирована в регистрирующем органе, что именуется «Росреестр». Именно этот орган ведет учёт всей информации по недвижимости в стране.

    Для регистрации надо собрать пакет документов. В него входят:

    • заявление (образец представлен в Приказе Минэкономразвития России от 29.11.2013 года N722);
    • документ, по которому можно установить личность заявителя (если же заявление подаётся в чьих-то интересах, то нужно иметь при себе и доверенность с указанием полномочий);
    • договор на покупку земли и акт приёма-передачи;
    • кадастровый паспорт;
    • согласие второго супруга на реализацию сделки, заверенное у нотариуса (актуально, если продавец и(или) покупатель состоит в законном браке);
    • продавцу надо предоставить все бумаги, подтверждающие его права на участок;
    • квиток, свидетельствующий об уплате пошлины.

    Специалист примет документы и выдаст расписку об их приёме. При этом лучше заранее уточнить, когда их можно будет забрать вместе со свидетельством о праве собственности (далее – свидетельство) либо с выпиской.
    Наследование участка
    Гражданское законодательство указывает, что в наследство наследник вступает по истечении 6 месяцев со смерти лица, т.е. у наследника есть 6 месяцев, чтобы заявить о своём желании вступить в наследство. Сделать это достаточно просто, нужно элементарно обратиться к нотариусу по месту нахождения имущества. Нотариус, у которого открыто нотариальное дело, предоставит обратившемуся список документов, что обязательно нужно будет собрать. Так, наследнику придётся предоставить:

    • кадастровый паспорт (указываться кадастровая стоимость на момент смерти лица);
    • выписку из земельного кадастра и справку об отсутствии строений;
    • выписку из ЕГРН;
    • справку о рыночной стоимости (для получения таковой придётся обратиться оценочную фирму, имеющую лицензию на подобный вид деятельности);
    • договор на оказание услуг с оценочной компанией;
    • справку о регистрации умершего;
    • документ о родстве с наследодателем;
    • завещание (актуально, если наследование происходит согласно воле умершего);
    • справку из налоговой (если самому умершему земля изначально досталась в наследство либо в дар);
    • уставной документ дачного кооператива и выписку из ЕГРЮЛ на кооператив (необходимо приложить, если участок является дачным и входит в соответствующий кооператив).

    После истечения полугода у нотариуса можно будет забрать свидетельство о наследстве. Затем уже можно будет оформить право собственности документально. В этих целях понадобятся следующие бумаги:


    • документ, по которому можно установить личность заявителя;
    • свидетельство о смерти, о наследстве;
    • кадастровый паспорт;
    • квиток, свидетельствующий об уплате пошлины.

    Документы будут приняты под расписку, а в назначенный срок их вместе со свидетельством можно будет забрать обратно.
    Как оформить бесхозный участок
    Проблема с данными участками заключается в том, что отсутствует конкретный собственник земли. Это означает, что она принадлежит государству в лице местных органов. Но худшее — это то, что на неё, скорее всего, будут отсутствовать документы.

    Поэтому не надо путать действительно бесхозный участок с участком, собственник которого просто не известен. В последнем случае решить вопрос будет значительно проще. Нужно будет элементарно найти собственника земли, выкупить участок и зарегистрировать право собственности на него.

    Если же участок действительно бесхозный, то дело будет более проблематичным. Первым делом нужно занести сведения о земле в кадастровый реестр. В этих целях придётся обратиться в муниципалитет. Потом придётся выждать 1 год, который предоставляется, чтобы возможные собственники дали знать о себе. Если подобного не произойдет, то состоится обращение в суд о признании муниципалитета собственником.

    Далее лицу стоит заключить договор аренды. После этого нужно подать заявление, в котором нужно высказать желание стать собственником участка. К заявлению нужно будет приложить широкий перечень документов.

    Так, понадобится собрать:

    • геодезический план (его можно сделать в соответствующей фирме);
    • генеральный план (его делают специалисты БТИ);
    • кадастровый план;
    • акт о временном владении.

    В течение 3 месяцев местные органы будут решать, как ответить на заявление: положительно либо отрицательно. Если ответ будет утвердительным, то будет составлен договор на выкуп земли по средней рыночной цене.

    Далее покупателю придётся провести межевание, чтобы обновить данные в кадастре недвижимого имущества. В связи с изменениями придётся получить новый кадастровый паспорт. Только после этого можно будет осуществлять регистрацию.

    В Росреестр для регистрации придётся приложить:


    • документ, по которому можно установить личность заявителя;
    • межевой план;
    • кадастровый паспорт;
    • договор на покупку;
    • квиток, свидетельствующий об уплате пошлины.

    Опять же документы примут под роспись, а в назначенный срок их можно будет забрать вместе со свидетельством.

    Какие участки нельзя оформить?
    Искать ответ на данный вопрос надо в п.4 ст.27 ЗК РФ и п.8 ст.28 закона от 21.12.2001 года N178-ФЗ. Названные нормы указывают, что в случаях, когда земля изъята из оборота либо её оборот ограничен, её предоставление в частные руки невозможно и категорически запрещено.

    К данным категориям земель относятся земли:


    • заповедников и национальных парков (стоит оговориться, что в определенных случаях данные земли могут передаваться в собственность, но происходить это должно с учетом положений ст.95 ЗК РФ);
    • используемые вооруженными силами (имеется в виду, что на данных землях находятся военные объекты или они используются в целях армии);
    • отведенные для использования госорганами (имеется в виду, что на данных землях располагаются здания госорганов);
    • отведенные под захоронения (это земли, выделенные государством под кладбища);
    • общего пользования (это те земли, что имеют статус общественных мест: улицы, проспекты, скверы и прочее);
    • относящиеся к лесному либо водному фонду;
    • земли, имеющие важное природоохранное, научное, историко-культурное и иное значение.

    Как видно из вышесказанного, далеко не вся земля может продаваться. При продаже земли должно соблюдаться одно правило - в первую очередь должны соблюдаться интересы государства. Если по сделке они будут ущемлены, такая сделка просто не состоится.

    Made on
    Tilda